Методические материалы для студентов
Лекция «Современные тенденции юридической психологии детей и подростков»
17 февраля 2010 г. прошла пятнадцатая публичная лекция МГППУ «Современные тенденции юридической психологии детей и подростков».
Лекцию прочла Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Юридическая психология», профессор факультета «Юридическая психология» МГППУ.
В вводной части лекции Елена Георгиевна дала определение направлению ювенальной юридической психологии детей и подростков. Ювенальная юридическая психология – направление юридической психологии, в котором изучаются психологические особенности и решаются психологические проблемы детей и подростков в юридически значимом контексте. В этом ракурсе рассматриваются и объединяются единым объектом изучения – психологией детей и подростков – все разделы юридической психологии: правовая, криминальная, судебная, пенитенциарная, превентивная психология, психология профессиональной юридической деятельности. Основанием для такого объединения служат особый правовой статус ребенка, закономерности психологии развития в детском и подростковом возрасте, практическая ориентированность на помощь и защиту детей в юридически значимых и сложных жизненных ситуациях.
В качестве иллюстрации Е.Г.Дозорцева представила описание тематики исследования проблем детей и подростков с точки зрения юридической психологии на примере докладов, сделанных участниками 19-ой конференции Европейской ассоциации психологии и права (EAPL) в 2009 г. и 10-ом юбилейном конгрессе Европейской ассоциации детской и подростковой психиатрии, психологии и смежных профессий (EFCAP) в 2008 г.
Во второй части лекции Е.Г.Дозорцева представила результаты новейших зарубежных исследований девиантного, криминального, в том числе агрессивного поведения несовершеннолетних, не получивших пока достаточного освещения в отечественной литературе. Были описаны масштабные лонгитюдные исследования факторов риска, или предикторов, такого поведения, проведенные в США (А.Рейн, исследование на острове Маврикий; Р.Лебер и др., Питтсбургское исследование), а также в Великобритании (Д.Фаррингтон, Кембриджское исследование) и Канаде (Р.Тремблей, Монреаль). Отмечено, что в современной зарубежной науке особое внимание уделяется нейрофизиологическим факторам агрессивного и делинквентного поведения, среди которых выделяют низкую реактивность детей и подростков на стресс, стремление к поиску новых ощущений, повышенную импульсивность действий. В качестве основных социальных факторов, по данным исследований, выступают семейные, в том числе криминальность членов семьи, неправильные тактики воспитания (физические наказания) и др. Важны также индивидуальные особенности (социальные установки, низкое чувство вины и т.п.).
Е.Г.Дозорцева остановилась на проблеме динамики развития агрессивного поведения, в частности, ее начальных этапов. Были приведены данные исследования Р.Тремблея, и его вывод о том, что в процессе развития дети не учатся быть агрессивными, а отучаются от агрессивного поведения. Описаны пути развития делинквентного поведения и – в дальнейшем криминальных карьер.
Специальное внимание было уделено тому, как в зарубежной научной литературе рассматривается проблема групповой преступности несовершеннолетних, организации банд. Анализировался вопрос о развитии криминальной карьеры подростка и членстве в сети организованной преступности.